В работе первого Республиканского форума замещающих семей приняло участие более 400 делегатов
13.11.2015 - Национальный центр усыновления

Торжественное открытие первого Республиканского форума замещающих семей состоялось 11 ноября 2015 года в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка.

Как рассказал, выступая перед участниками форума, заместитель министра образования Виктор Якжик, "общество уже осознало, что коллективная система воспитания детей, утративших попечение родителей, не может в должной мере обеспечить их успешную социализацию, у них не вырабатывается иммунитета к негативным жизненным явлениям, нередко у таких детей вырабатывается комплекс потребителя социальных услуг". "Все это убедило нас в том, что ребенок должен жить и воспитываться в семье. А, значит, государство обязано предоставить ему, там, где это реально, такую возможность», - подчеркнул он.

В результате работы по профилактике социального сиротства, в целом, по стране сохраняются позитивные тенденции: сокращается число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня более 17 тыс. детей-сирот воспитываются в замещающих семьях, почти 7 тыс. детей - усыновлены. Но, несмотря на усилия по деинституционализации, более 4 тыс. детей-сирот все еще находятся в детских интернатных учреждениях. Несмотря на то, что сеть этих учреждений сократилась, есть дети, которых принять на воспитание в семьи, к сожалению, чрезвычайно сложно из-за того, что они нуждаются в дополнительном медицинском обслуживании.

В Беларуси создан ряд обязательных условий для деинституционализации: апробированы новые формы семейного устройства - детский дом семейного типа или приемная семья. Это профессиональные формы, которые предоставляют приемному родителю трудовой договор, право на отпуск, больничный лист, стаж работы в отрасли. Все это является определенным стимулом для замещающего родительства.

При этом, в нашей стране насчитывается 45 домов-интернатов для детей-сирот, в то время, как в 2007 году их было 70. Основная часть детей в них - нуждающиеся в особой опеке. Как подчеркнул заместитель министра образования, в Беларуси не будут проводить искусственное сокращение интернатных учреждений.

В нашей стране активно работает система социально-педагогических центров. Сегодня 138 таких учреждений обеспечивают, в том числе, подготовку и сопровождение замещающих семей. Однако, Виктор Якжик уверен, что специалистам есть еще над чем работать. Так, в процессе повышения квалификации и в ходе сопровождения замещающих родителей, их необходимо научить прогнозировать и моделировать пути послесемейной социализации воспитанников, включая профориентацию и работу по интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Для этого будет полезным сотрудничество образования и органов социальной защиты, организация работы по преемственности в социализации этих детей. "Нужно более активно помогать замещающим семьям через образовательные курсы. Именно замещающие семьи очень нуждаются в поддержке специалистов, в том числе в проведении курсов на различные темы постинтернатной адаптации воспитанников", - сказал заместитель министра.

Делегаты форума отметили, что в программы обучения студентов педагогических факультетов необходимо внести изменения, увеличив часы практической работы с детьми-сиротами, в том числе с особенностями психофизического развития. В случаях приема на воспитание в замещающую семью детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов (такие случаи уже перестали быть редкостью) все сообщество, включая центры развития, медицинские, социальные, образовательные учреждения, должно участвовать в сопровождении такой семьи, обеспечивая поддержку, помощь и своевременное решение возникающих проблем.

Виктор Якжик остановился еще на одной серьезной проблеме, которая имеет место, в том числе, в замещающих семьях. Речь идет о случаях профессионального выгорания родителей-воспитателей и приемных родителей. "Бывают случаи, когда взрослые, нанятые на работу, начинают искаженно понимать свою роль в жизни детей, теряют взаимопонимание с работодателем, в том числе с органами управления образованием. Необходимо, чтобы на местном уровне обеспечивалось взаимодействие с родителями-воспитателями, а требовательность к профессионализму замещающих родителей не подменялась снисходительным или формальным отношением", - добавил он.

Белорусские семьи ежегодно усыновляют 500-600 детей-сирот. По словам замминистра, "на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что среди белорусских усыновителей есть даже конкурс на усыновление деток до трех лет. В Беларуси детей такого возраста, нуждающихся в усыновлении, становится все меньше. Основная категория детей, которым сложнее найти усыновителя - подростки".

Так же на форуме обсуждалось предложение белорусских приемных семей о том, что они готовы воспитывать детей-сирот из России. "Но для этого нужно проработать это предложение с российской стороной", - сказал замминистра.

Виктор Якжик отметил, что по данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), к концу 2012 года в 22 странах бывшего социалистического блока (Центральной Азии, Закавказья и Центральной и Восточной Европы) около полутора миллионов детей росли вне родных семей. Из них более половины - в системе интернатных учреждений. По оценкам ЮНИСЕФ, в странах региона СНГ в настоящее время проживают 42% детей-сирот, размещенных в институциональных формах устройства на воспитание. "В то время, как в Беларуси - всего 20% детей-сирот (чуть более 4 тыс.) пока живут в интернатных учреждениях. Реализация государственного курса на деинституционализацию путем развития семейных форм воспитания детей-сирот обеспечила очевидное лидерство Беларуси по численному соотношению детей-воспитанников детских интернатных учреждений и детей, живущих в замещающих семьях", - рассказал Виктор Якжик.

На форуме также были обсуждены проблемы, которые поднимали представители семей - как упрочить положение замещающих семей в социуме, как обеспечить наилучшее будущее воспитанникам, как готовить замещающие семьи к приему на воспитание детей с особыми потребностями, как обеспечивать преемственность привязанностей ребенка при переходе из краткосрочных форм семейной заботы - на долгосрочные? Эти и другие вопросы волновали опекунов, приемных родителей, усыновителей, родителей-воспитателей, педагогов социальных, педагогов-психологов социально-педагогических учреждений, специалистов управлений (отделов) образования, спорта и туризма, курирующих вопросы защиты прав детей.

В форуме, который проходил в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, участвовало около 400 делегатов со всех регионов, а также представители органов государственной власти, министерств и ведомств. Организаторами мероприятия выступили - Министерство образования, БГПУ им. М.Танка, Национальный центр усыновления, Академия последипломного образования.

В рамках работы форума была представлена экспозиция передового методическо-педагогического опыта всех регионов Беларуси и Минска.


 


Источник: Пресс-центр Министерства образования  http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=3963373