Обучающий семинар «Роль патронатной семьи в подготовке к жизни в социуме детей и молодых людей с инвалидностью»
30.03.2017 - Национальный центр усыновления

     В рамках реализации мероприятий проекта «Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и молодых людей, имеющих особенности развития» 29 марта  2017 года на базе ГУ «Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» состоялся семинар «Роль патронатной семьи в подготовке к жизни в социуме детей и молодых людей с инвалидностью». В мероприятии принимали участие представители управления образования и комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома, Гомельского областного института развития образования, Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь, Международной благотворительной организации «Поможем детям вместе», руководители вспомогательных, специальных школ-интернатов, детских домов-интернатов, Гомельского городского социально-педагогического центра и центра социального обслуживания семьи и детей, Гомельского областного и Гомельского городского центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специалисты этих учреждений.

Открыли заседание Ляшенко А.В., начальник отдела стационарных учреждений социального обслуживания комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома и Изофатова С.А., начальник учебно-методического отдела охраны детства и социальной работы ГУО «Гомельский областной институт развития образования».

С приветственным словом к собравшимся обратилась Самойлик Н.Л., исполнительный директор международного благотворительного общественного объединения «Поможем детям вместе».

В Гомельской области проживает 813 детей с особенностями психофизического развития, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них на семейных формах воспитания находится 303 ребенка, в интернатных учреждениях – 510 детей.

Об основных направлениях деятельности по реабилитации детей-инвалидов и подготовке их к самостоятельной жизни в условиях дома-интерната рассказала Долгополова Галина Ивановна, директор ГУ «Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов  с особенностями психофизического развития». Галина Ивановна отметила, что в учреждении созданы условия, приближенные к домашним, имеются комнаты сопровождаемого проживания, для семей оказываются услуги по социальной передышке. В интернатном учреждении царит атмосфера родительского дома. Однако все эти условия не в состоянии заменить ребенку семью. Сотрудники дома-интерната принимают воспитанников в своих семьях в выходные и каникулярные дни. Таким образом, они дают возможность ребенку познакомиться с моделью взаимоотношений в семье, почувствовать заботу и внимание не только патронатных воспитателей, но и их близких, способствуют интеграции этих детей в обществе. Кроме этого, огромная работа проводится с родственной сетью детей. Контакты с родственниками не дают возможности отдалиться ребенку от родных людей, позволяют ему чувствовать полноправным членом своей семьи.

Одним из патронатных воспитателей является Половинкина И. А., воспитатель ГУ «Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов  с особенностями психофизического развития». Ирина Алексеевна поделилась своим опытом работы, рассказала об основных направлениях деятельности по подготовке ребенка к самостоятельной жизни в условиях патронатной семьи.

Гришаева О. В., заведующая отделением сопровождаемого проживания ГУ «Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» обратила внимание на необходимость социальной адаптации воспитанников дома-интерната, как на одну из форм подготовки к сопровождаемому проживанию.

В работе по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходима совместная деятельность школы-интерната и патронатных воспитателей. В своем выступлении Серак А.Г., педагог социальный ГУО «Бабичская вспомогательная школа-интернат» рассказал о важности такого сотрудничества. Из 55 детей школы-интерната 15 постоянно посещают патронатные семьи. Их патронатными воспитателями стали бывшие опекуны, родственники детей, работники учреждения, т.е. люди, которые каким-либо образом были знакомы с детьми. Александр Георгиевич обратил особое внимание собравшихся на необходимость привлечения общественного внимания к теме патронатного воспитания для детей с инвалидностью, ведь эта форма устройства может быть, к сожалению,  единственной для детей этой категории в связи с неготовностью кандидатов в патронатные родители принятия особого ребенка на более длительный период.

О важной роль патронатной семьи в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из опыта работы) рассказала Табак Г.В., педагог-психолог ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат». Галина Викторовна отметила, что работа школы-интерната направлена на установление крепких длительных отношений между ребенком и патронатными воспитателями, ведь, возможно, именно эти люди смогут оказать помощь и поддержку ребенку в его взрослой жизни.

Брилькова Г.А., заместитель директора ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» обратила внимание участников семинара на необходимость оказания психолого-педагогической помощи патронатной семье по месту жительства. Кроме этого, учитывая особенности развития каждого ребенка, очень важна работа по разъяснению изменений, происходящих в его жизни, необходимо расценивать «маленького человека», как полноправного партнера в цепочке взаимоотношений.

Проблема подготовки к самостоятельной жизни детей и молодых людей этой категории, их интеграция в обществе является актуальной.

Волошиненко Е.А., руководитель проекта указала на необходимость использования существующих административных и педагогических ресурсов для развития патронатного воспитания детей с особенностями развития.

На экскурсии по учреждению участники семинара смогли ознакомиться с организацией работы дома-интерната по подготовке воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.

         Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие особенности развития, являются наиболее уязвимой категорией детей с точки зрения институализации. 

При подведении итогов работы заседания Ляшенко А.В. указал на необходимость  продвижения  идеи социализации людей с особыми потребностями в обществе, формирования позитивного общественного мнения,  способствующего принятию этих людей в местных сообществах, развития системы патронатного воспитания для детей-сирот и молодых людей из числа сирот, проживающих в интернатных учреждениях.

Все желающие имеют возможность познакомиться на страницах газеты «Домой» с основными направлениями организационно-методической работы специалистов Гомельской области по взаимодействию отделов, учреждений образования с учреждениями социальной защиты по вопросам подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и молодых людей, имеющих особенности развития, их интеграции в обществе.

 

Старший инспектор по охране детства учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» Потапенко Е.В.