Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2014 год и основных направлениях деятельности на 2015 год
11.02.2015 - Национальный центр усыновления

11 февраля в конференц-зале Минского государственного лингвистического университета состоялось заседание коллегии Министерства образования Республики Беларусь, на которой были рассмотрены итоги работы Министерства образования за 2014 год и обозначены основные направления деятельности на 2015 год.

В заседании коллегии приняли участие: заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Кочанова, Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Николай Казаровец, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Сегодник, Председатель Высшей аттестационной комиссии Геннадий Пальчик, а также депутаты Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, представители республиканских органов государственного управления.

Лучшие представители национальной системы образования были награждены грамотами Министерства образования Республики Беларусь.

В своем докладе первый заместитель министра образования Вадим Богуш отметил, что в 2014 году Министерством образования, органами управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов, иными органами государственного управления, имеющими в подчинении учреждения образования, учреждениями образования проводилась последовательная работа по повышению доступности и качества образования.

По показателям в сфере образования в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Республика Беларусь прочно удерживает позиции в группе 30 наиболее развитых стран мира.

Обеспечивается системное решение вопросов оптимизации сети учреждений образования, выполняемых ими функций, по повышению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

В настоящее время в системе дошкольного образования в 3972 учреждениях дошкольного образования воспитываются 410,6 тыс. детей (2013 г. – 407,0 тыс.), при проектной мощности учреждений 457,4 тыс. мест. В основном реализован принцип «шаговой доступности» учреждений дошкольного образования для населения страны.

Количество детей в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих учреждения дошкольного образования, составляет 95,4%, сохраняется достигнутый в предыдущие годы полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, что обеспечивает равные стартовые возможности для представителей всех социальных групп белорусского общества.

Численность педагогических работников дошкольных учреждений превышает 54 тыс. чел., постепенно увеличивается число лиц с высшим образованием (2014 г. – 56,9%, 2013 г. – 56,1%).

В 2014 году построено 15 новых дошкольных учреждений на 2605 мест. В тоже время имеет место нехватка мест в дошкольных учреждениях в новых микрорайонах. В очереди нуждающихся в определении в дошкольное учреждение 13,8 тыс. детей в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях. Не хватает детских садов «шаговой доступности» в г. Бресте, г. Гомеле, Фрунзенском районе г. Минска, Минском районе.

Отмечено, что основной причиной роста очередей в дошкольных учреждениях является отставание темпов их строительства от темпов строительства жилья в местах точечной застройки.

Вадим Богуш обратил внимание присутствующих на том факте, что Министерство образования видит решение данной проблемы в разработке и реализации облисполкомами, Мингорисполкомом региональных программ развития системы дошкольного образования на 2016 и последующие годы; строительстве новых учреждений дошкольного образования в соответствии с потребностями регионов, в том числе за счет средств застройщика; расширении сети групп кратковременного пребывания, открытии групп по подготовке детей к обучению на первой ступени общего среднего образования при школах. Необходимо обсудить с участием всех заинтересованных вопрос установления оптимального возраста поступления ребенка в школу.

Актуальным остается обновление образовательных технологий и средств обучения, совершенствование материально-технической базы детских садов, развитие механизмов государственно-частного партнерства при организациии работы детских садов.

В полном объеме обеспечивается конституционное право граждан на получение обязательного базового образования и доступность общего среднего образования. В 3293 учреждениях общего среднего образования обучаются около 946 тыс. учащихся, в том числе в I-х классах – 104,8 тыс. человек. В 1781 УОСО обеспечен подвоз более 69,5 тыс. школьников. Средняя наполняемость I -XI классов составляет 18 человек, в том числе городской местности - 22, сельской местности –10 учащихся. Количество классов по сравнению с 2013/2014 уч. годом сократилось на 1698.

С учетом индивидуальных способностей и запросов учащихся обеспечивается изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуются мероприятия по развитию кадетского образования, повышению качества образования в области естественнонаучных дисциплин и иностранных языков, проводится эксперимент по апробации модели независимой итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. В 2014 году выпускные экзамены по иностранному языку на высоком и достаточном уровне сдали 85,2% учащихся ХI классов (в 2013 году - 81,5%).

Повышению профессиональной компетентности педагогических работников, популяризации педагогической профессии в обществе способствовал республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», в котором приняли участие свыше 31 тыс. педагогических работников.

Международные сравнения качества общего среднего образования обеспечивались в рамках участия команд школьников в международных предметных олимпиадах, интеллектуальных турнирах и конкурсах (в 2014 году завоевано 38 медалей, в том числе 2 золотых, 21 серебряная, 15 бронзовых, и 10 дипломов победителей).

В системе специального образования приоритет отдается предоставлению образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития по месту жительства. В результате проведенных реабилитационных мероприятий в 2014 году снято с учета в связи с исправлением нарушения – 48,7 тыс. чел. или 35,3% от общего количества детей, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития. Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования. Обеспечивается оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет.

В республике функционирует свыше 400 учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, в которых обучаются свыше 500 тыс. учащихся.

В 2014 году для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 33,8 тыс. молодых рабочих, в том числе 15,2 тыс. рабочих с повышенным уровнем квалификации, а 77,2% выпускников получили две и более квалификации. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования подготовлено 41,4 тыс. специалистов, из них за счет средств бюджета – 20,1 тыс. чел.

В учреждениях профессионально-технического образования также прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 21,8 тыс. чел. по заявскм учреждений и организаций. В 2014 году в учреждения, реализующие программы профессионально-технического образования, принято 34,5 тыс. человек. Прием в учреждения, реализующие образовательные программы среднего специального образования, составил 40,9 тыс. человек. С 2014/2015 учебного года открыта подготовка по 3 новым квалификациям профессионально-технического образования и по 3 новым специальностям, 1 направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась.

В 2014 году в учреждениях высшего образования осуществлена подготовка 81,1 тыс. специалистов. Направление на работу по их желанию также получили 1,6 тыс. выпускников государственных вузов, получавших высшее образование в дневной форме получения образования на платной основе.

В целях совершенствования отбора наиболее способных абитуриентов. Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 2014 г. № 130 внесены изменения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени. Прием в учреждения высшего образования составил 63,4 тыс. человек.

Двухступенчатая система высшего образования Республики Беларусь включает 384 специальности I ступени и 319 специальностей II ступени (магистратуры) из которых по 6 специальностям и 14 специализациям открыта подготовка в 2014 году.

В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы в 2014 году университетами и научными организациями выполнялось 32 инновационных проекта, в том числе 24 важнейших проекта по созданию новых предприятий и производств. В 2014 году (по итогам 9 месяцев) отгружено инновационной продукции на общую сумму более 30,3 млрд. рублей, из них около 5,5 млрд. руб. реализовано за пределы Республики Беларусь.

В 2014 году в полном объеме выполнен комплекс мер по реализации государственной молодежной политики. За период третьего трудового семестра в 2014 году в составе 3 173 отрядов трудоустроено 64,1 тыс. человек. Для работы на знаковых строительных объектах на территории Республики Беларусь и Российской Федерации были сформированы сводные российско-белорусские отряды. В целях популяризации стройотрядовского движения утверждено Переходящее знамя лучшему студенческому отряду, достигшему высоких производственных и иных показателей.

Белорусские студенты-спортсмены принимали активное участие в чемпионатах мира среди студентов, проводимых под эгидой международной федерации университетского спорта (FISU): каратэ, спортивная борьба, стрельба из лука, спортивное ориентирование, бокс, гребля академическая, конькобежный спорт, гребля на байдарках и каноэ. Впервые в истории Беларуси на гребном канале г. Заславль в августе 2014 года организован и проведен VI чемпионат мира среди студентов по гребле на байдарках и каноэ.

Принимались меры по поддержке детского и молодежного общественного движения. По состоянию на 1января 2015 года в республике зарегистрировано 260 общественных объединений молодежной направленности, в том числе 29 – детских, 3 союза (ассоциации) общественных объединений молодежной направленности, членами которых являются свыше 1.4 млн. юношей и девушек.

В системе дополнительного образования детей и молодежи обеспечено функционирование 334 учреждений дополнительного образования в которых свыше 30 тыс. объединений по интересам (кружки, секции, студии, и т.д.) посещают 392,9 тыс. детей.

Основным направлением деятельности в шестой школьный день является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, культурно-досуговая и трудовая деятельность (охват до 78% обучающихся). В перечень физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий шестого дня учебной недели во всех учреждениях образования включен «Урок футбола» («Час футбола»).

В 2014 году всеми формами оздоровления было охвачено – 367,9 тыс. человек, при этом увеличены объемы оздоровления детей-сирот, детей-инвалидов в сопровождении родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, в оздоровительных лагерях военно-патриотического профиля.

Приняты меры по созданию условий для занятий учащихся физической культурой и спортом. 2014 году проведены Республиканская универсиада (около 9,0 тыс. участников), Республиканская спартакиада школьников (131,4 тыс. участников). Реализован новый проект – Республиканская школьная баскетбольная лига (свыше 12 тысяч команд-участников).

С целью совершенствования системы подготовки спортивного резерва увеличилась численность учащихся обучающихся в специализированных по спорту классах (7 318 учащихся и 398 классов).

Вместе с тем, первый заместитель министра образования Вадим Богуш подчеркнул, что необходимо продолжить работу по:

- развитию инклюзивных процессов в образовании (осуществлению целенаправленной работы по созданию безбарьерной среды в учреждениях основного образования, организации сопровождения детей с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения и воспитания, созданию специальных условий для получения профессионального образования лицами с ОПФР в учреждениях среднего специального и высшего образования);

- оптимизации региональной сети учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, проведению мониторинга ее эффективности;

- организации подготовки и участия республиканской команды в международных соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills International;

- определению новых подходов к классификации высшего образования в целях приведения ее в соответствие с видами экономической деятельности и международной стандартной классификацией образования (МСКО);

- обеспечению интеграции образовательных программ высшего образования и образовательных программ среднего специального образования;

- активизации развития взаимоотношений учреждений высшего образования Республики Беларусь и Российской Федерации в направлении расширения совместных образовательных программ и обеспечения включенного образования;

- обеспечению приема в учреждения высшего образования в соответствии с контрольными цифрами приема и в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы в подготовке специалистов с высшим образованием;

- повышению эффективности деятельности аспирантуры (докторантуры), расширению подготовки научных работников высшей квалификации, необходимых для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI укладам экономики;

- усилению практической направленности научных исследований и научного обеспечения системы образования;

- развитию дистанционной формы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- повышению эффективности организации внешнеэкономической деятельности, проведению диверсификации континента иностранных обучающихся путем освоения новых рынков, наращиванию экспорта услуг;

- выработке действенного механизма межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г. Минска.

В конце своего выступления Вадим Богуш согласился, что, безусловно, задачи, которые определены на 2015 год - сложные. Но их решение вполне реально. Результат зависит от вовлеченности каждого.

- Мы ожидаем от педагогических коллективов нацеленности на эффективное решение задач, стоящих перед системой образования, - констатировал первый заместитель министра образования.

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Кочанова высказала мнение, что слишком много идет дебатов в стране о ситуации в системе образования. В этом вопросе должна быть четкая позиция. Система, естественно, работает. И в ежедневной работе виден положительный результат.

Наталья Кочанова поблагодарила всех за проделанную работу в 2014 году, а также обратила внимание на то, что «воспитатель, педагог, преподаватель - вот ключевые моменты системы образования». И подчеркнула, что настоящий педагог всегда сможет себя реализовать. Именно к таким людям и тянется наша молодежь.

В образовательном аспекте, безусловно, важен синтез обучения и воспитания. К учебному процессу необходимо подходить четко и грамотно.

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь пожелала всем удачи, оптимизма и результативности в выполнении поставленных задач.

Подводя итог коллегии, министр образования Михаил Журавков акцентировал внимание присутствующих на значимых моментах при выполнении задач в 2015 году. Особенно он подчеркнул, что в Год молодежи все учреждения образования должны продумать интересные, а не просто формальные мероприятия. Тщательное внимание необходимо уделить знаковому событию - 70-летию Победы в Великой  Отечественной войне, плотно сотрудничать с ОО «БРСМ».

Безусловно, участникам итоговой коллегии пришлись по душе и слова министра по поводу освобождения педагогов от несвойственной им работы и бумажной волокиты. Необходим ускоренный переход на электронный документооборот.

В плане профильного образования Михаил Журавков отметил, что здесь много требуется определенной работы. Нужно технически и методологически проработать этот процесс, необходимы учебно-методические комплексы.

- Важным остается вопрос инклюзивного образования. Это очень существенный момент в деле воспитания наших детей, - справедливо заметил министр.

В профессиональном образовании необходим сетевой подход.

По мнению Михаила Журавкова, региональные университеты должны более тесно взаимодействовать с ведущими вузами страны. И, в целом, коллективная работа - это задача для всей системы образования.

Назрел важный момент: переход на систему «бакалавр-магистр». Количество обучаемых в магистратуре должно быть качественно увеличено.

Остановился министр и на необходимости результативной работы с молодыми специалистами, а также активно выдвигать на руководящие должности молодой контингент из кадрового резерва.

- Эти и другие задачи должны решаться достаточно принципиально. И спрос будет строгий. Сейчас не время для раскачки. Нельзя расслабляться. Необходимо вместе, коллегиально решать поставленные задачи, оптимистично смотреть в будущее, - напутствовал министр образования Михаил Журавков.

Пресс-центр Министерства образования

Источник: http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=3232273