Национальный центр усыновления делится своим видением проблемных зон в работе портала
23.10.2013 - Национальный центр усыновления

Уважаемые посетители www.dadomu.by! Немногим более недели прошло с момента запуска портала. За это время 1450 граждан зарегистрировались и знакомятся с информацией о детях, которым нужна семья. Между тем с началом работы портала обозначились некоторые проблемы. Подробнее о них можно почитать в статье Алены Германович по ссылке: 

http://naviny.by/rubrics/society/2013/10/21/ic_articles_116_183387/.

Чаще стали звучать вопросы неравнодушной общественности: не станет ли портал площадкой, упрощающей поиск информации о детях для недобросовестных лиц, лиц, имеющих злые намерения в отношении детей?

В этой связи полагаем необходимым еще раз обратить внимание владельцев информации о детях и посетителей на порядок работы портала.

В самом начале хотим подчеркнуть: цель портала – увеличить шансы каждого ребенка, не имеющего родной семьи, на воспитание в новой благополучной и, желательно, постоянной семье.

Портал не подменяет собой установленную законодательством практику приема детей-сирот на воспитание в семьи. В этой связи невозможно сравнивать портал с Республиканским банком данных о детях, подлежащих усыновлению (далее – РБД). РБД – это электронный ресурс, где систематизированы фамилии, имена, отчества детей, подлежащих усыновлению,  указаны их  даты рождения и места рождения, даются  поименные сведения об их родителях, братьях, сестрах; указываются конкретные медицинские диагнозы (при наличии), отражаются сведения об особых потребностях ребенка (если таковые имеются). Сведения, имеющиеся в РБД,  предоставляются исключительно кандидатам в усыновители, т.е. лицам, документально подтвердившим свою способность к усыновлению.   

Портал, в отличие от РБД, не предоставляет систематизированной и полной информации о ребенке. Вместо фамилии ребенка, к примеру, на портале указывается лишь ее начальная буква. Вместо правоотношений с родителями – указаны всего лишь возможные  формы семейного устройства ребенка. Вместо конкретных медицинских диагнозов, указывается обобщенно: «ребенок имеет особые потребности» или «ребенок имеет необходимость в лечении».  Всё это сделано для того, чтобы посетитель портала смог ознакомиться с обобщенными сведениями о ребенке, нуждающемся в семье, но не смог полностью идентифицировать (т.е. доподлинно узнать, определить) ребенка.

Портал дает совершенно общее, даже можно сказать – поверхностное  представление о ребенке. Примерно такое же представление о ребенке дает встреча с ним в общественном месте: взрослый видит ребенка, к примеру, в автобусе. У ребенка очки. В руках учебник русского языка для 2 класса общеобразовательной школы, на обложке которого  написаны данные о школе и имя ребенка. Исходя из почерпнутой информации, любой пассажир  может сделать вывод о том, что у ребенка есть особые потребности (он нуждается в медицинской коррекции зрения), является учеником 2 класса такой-то школы, а зовут его Саша. Даже возраст нетрудно установить, лишь увидев ребенка мельком... Зная, по какому маршруту курсирует автобус, нетрудно определить микрорайон места жительства ребенка или его места обучения.  Так и портал: он дает поверхностные, не позволяющие полностью идентифицировать ребенка сведения о нем. В этом определяющее отличие массива данных о детях, представляемых порталом, от массива сведений о детях, подлежащих усыновлению, представляемых РБД узкому кругу лиц (кандидатам в усыновители).

Вопрос: а могут ли недобросовестные граждане использовать данные о детях, представляемые порталом, в злых и недоброжелательных целях? – он не праздный, и те, кто задает его, искренне беспокоятся за благополучие детей. Дети, как более слабые и уязвимые, требуют повышенного внимания и дополнительных мер своей  безопасности. Этот вопрос всегда остро стоял и стоит перед разработчиками портала. Именно для обеспечения мер безопасности разработчики установили обязательную регистрацию по мобильному телефону для каждого посетителя портала. К слову, такой защиты не имеют аналогичные зарубежные ресурсы. Чтобы получить доступ к фотографиям и кратким сведениям о детях на www.dadomu.by, каждому посетителю необходимо зарегистрироваться, представив номер своего мобильного телефона. Номер мобильного телефона, в случае необходимости, позволит определить, кто именно посещал портал. Конечно, гражданин может украсть или найти кем-то потерянный телефон и с его помощью зарегистрироваться на портале… Портал не дает гражданину непосредственного доступа к ребенку. Просматривая фото детей гражданин не  получает упрощенного и сиюминутного доступа к ребенку, сведения о котором он нашел на портале. Для очного знакомства и контакта с ребенком гражданину необходимо официально пройти все предусмотренные законом процедуры отбора на роль усыновителя, опекуна, патронатного воспитателя. Согласны, беспокоиться о безопасности каждого ребенка нам всем необходимо и естественно. Убеждены: не работа портала  www.dadomu.by создает угрозы для безопасности наших детей, а равнодушие окружающих и безалаберное отношение некоторых взрослых к вопросам безопасности детей. 

Теперь о вопросе, который с началом работы портала получил особую остроту: размещение на портале сведений о детях, воспитывающихся в профессиональных замещающих семьях (приемных семьях, детских домах семейного типа (ДДСТ)). Таких детей в нашей стране более 8000 тысяч. На портале размещены сведения о 800 детях из приемных семей и ДДСТ (т.е. 10% от общего числа).Работа портала предусматривает самостоятельное размещение опекуном ребенка (руководителем детского интернатного учреждения) сведений о  детях-воспитанниках учреждений, нуждающихся в семьях, и отделом образования (в отношении детей, воспитывающихся в опекунских неродственных и профессиональных замещающих семьях) сведений о детях, воспитывающихся под опекой, попечительством  частных лиц. При размещении сведений о детях владельцы информации обязаны соблюдать ряд непреложных правил:

1. Сведения о детях старше 10 лет размещаются на портале www.dadomu.by только с их письменного согласия. В случае, если дети моложе 10 лет выражают стойкое несогласие размещать сведения о себе на портале, мотивируя это, к примеру, ожиданием родных родителей, связями с братьями и сестрами, боязнью насмешек со стороны сверстников, - размещать или не размещать сведения о таких детях следует только после детального изучения мнения ребенка и с учетом возможных рисков. Ребенок  должен получить от своего опекуна (руководителя интернатного учреждения, приемного родителя, родителя-воспитателя)  полную и доступную информацию о том, зачем, почему и для чего сведения о нем  размещаются на портале. Такую работу недопустимо проводить формально и наспех. Иначе благое дело поиска благополучной и постоянной семьи для ребенка рискует стать уязвимым непредсказуемостью последствий, погребенным под взаимными обидами значимых для ребенка людей.

2. Приемный родитель, родитель-воспитатель должен в каждом случае высказывать свое мнение о возможном размещении на портале информации о воспитаннике (подопечном), или аргументировать, почему размещение не соответствует интересам ребенка. Мы исходим из того, что каждый без исключения приемный родитель, родитель-воспитатель заинтересован в наилучшем, т.е. – постоянном семейном жизнеустройстве своего воспитанника. Именно поэтому каждый приемный родитель наделен профессиональной обязанностью поддерживать контакты воспитанника с родственниками и возможными усыновителями.  Передавая воспитанников под опеку или на усыновление, услуги профессионального семейного ухода становятся доступными для всё большего числа детей, растущих в интернатах и детдомах.

Проявлением профессиональной неграмотности, некомпетентности, наличием синдрома «присвоения» ребенка можно объяснить случаи препятствования приемными родителями процессам передачи воспитанников на более выгодные для ребенка формы жизнеустройства (опека, усыновление). При этом полагаем вовсе недопустимым спекулировать на чувствах привязанности детей, заставлять их выбирать взрослых по формуле: «кого ты больше любишь?» Риторику вокруг чувств и отношений ребенка, утратившего самое дорогое, что может иметь человек – родную семью, – считаем непозволительной и жестокой.   На взрослых возложена обязанность обеспечивать наилучшее жизнеустройство детей. В этой связи перекладывание этой обязанности на детей считаем неприемлемым.

Все формы семейного устройства детей – РАЗНЫЕ. И они решают РАЗНЫЕ задачи. Устройство в приемную семью, созданную на основе срочного трудового договора с приемным родителем,  не дает возможности ребенку постоянного размещения в семье в качестве сына или дочки. Непризнание этой реальности – не только свидетельство ролевого конфликта приемного родителя, но и отрицание им иных форм семейного устройства. Зачем усыновление или опекунство, если помещение ребенка в приемную семью прекращает работу по его дальнейшему семейному жизнеустройству, увеличивая армию потребителей социальных преференций?

3. Важно поддерживать информацию о детях, размещенную на портале, в объективном состоянии.  Владелец информации о детях, ответственное лицо, ведущее работу на портале, должны располагать самыми актуальными сведениями о желании или нежелании ребенка быть представленным на портале www.dadomu.by, об изменившихся или актуализировавшихся потребностях ребенка.

В заключении хотим подчеркнуть, что мы и в дальнейшем готовы к обмену мнениями, дискуссиям с целью поиска наилучшего будущего для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С уважением, Национальный центр усыновления