Каковы особенности психологической подготовки кандидатов в усыновители
26.08.2020 - Людмила КОНОПЕЛЬКО "Народная газета"

Процедура усыновления — дело нескольких месяцев, но ответственность за малыша родители берут на всю жизнь

Каждый из нас руководствуется своими соображениями, когда принимает решение усыновить или удочерить ребенка. Для кого-то из супругов это единственная возможность почувствовать себя мамой или папой, стать полноценной семьей. Кто-то хочет подарить малышу свои нерастраченные любовь и ласку. Бывают случаи, когда собственные дети уже подросли или покинули семью, а у мужа с женой еще остался потенциал родительства. Тем не менее одного желания воспитать сироту мало, в этом деле нужна серьезная психологическая подготовка кандидатов в усыновители. О ее особенностях, а также о том, почему порой детей возвращают обратно в интернат, беседуем с директором Национального центра усыновления Ольгой Глинской.


— На специализированных форумах и в социальных сетях, где потенциальные усыновители делятся своими переживаниями и ожиданиями, большинство высказывается за то, что «из детского дома нужно брать маленьких девочек, с ними меньше проблем».

— Около 70—80 % действительно чаще всего хотят удочерить девочку до 3 лет. Во многом это связано с тем, что воспитание девочки представляется более легким. К тому же от дочери ожидают большей эмоциональной близости, теплоты и контакта в дальнейшем. Но в жизни бывает по-всякому.

Что касается возрастных предпочтений — каждый период развития усыновляемого ребенка несет свои плюсы и минусы. Многие вообще желают стать родителями ребенка в возрасте до года, и это объяснимо. Преимущество в том, что мама может испытать все прелести декретного отпуска — пеленки, подгузники, ежедневные прогулки с коляской. В этот период между ребенком и родителями формируется крепкая эмоциональная связь. Но и тревоги будущих папы и мамы по поводу усыновления (удочерения) младенца вполне обоснованы, ведь уже примерно через год ребенок может сильно измениться, и не только внешне. Впоследствии есть риск, что выявятся заболевания, к которым усыновители не были готовы, проявится непростой характер.

— Тогда как в случае усыновления ребенка постарше есть все шансы оценить его характер сразу — это тихий и застенчивый мальчик или, к примеру, шалунишка, предпочитающий активные игры?

— Верно. Дети в этом возрасте уже разговаривают и с удовольствием общаются, они любознательны, часто копируют поведение старших. Да и по поводу состояния здоровья становится меньше опасений. Но и здесь есть свои подводные камни: ребенок успел испытать чувство одиночества и недостаток внимания родителей, а значит, могут быть заметны последствия психологической травмированности — к сожалению, у многих наших подопечных наблюдается задержка психического развития.

— Расскажите, как проходит процедура усыновления.

— В среднем она занимает от 2 до 4 месяцев. Растянутость процесса зависит от того, как скоро кандидаты в усыновители предоставят в управление образования по месту жительства необходимые документы (их перечень можно найти на нашем сайте). Затем управление образования в течение одного месяца со дня обращения кандидатов в усыновители проводит обследование условий их жизни, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей. Обязательным элементом подготовки к усыновлению являются психологическая диагностика и обучение.

— А по какой причине кандидаты в усыновители могут получить отказ?

— Наиболее распространенная — трагедии и травмы, произошедшие с людьми в недавнем прошлом, переживание ими потери, утраты (например, близкого родственника, ребенка), а также факта бесплодия. В каждом конкретном случае педагоги-психологи изучают ситуацию в семье и в совокупности с имеющейся у них информацией принимают решение о психологической готовности кандидатов к выполнению родительской роли. При отрицательном заключении органов опеки и попечительства несостоявшимся мамам и папам не стоит отчаиваться: возможно, достаточно посетить психолога, психотерапевта, чтобы разобраться со своими проблемами и достичь готовности воспитывать ребенка с непростой жизненной историей. В 2019 году трем семьям (в текущем периоде 2020-го — 7) было отказано в усыновлении.

— Часто ли у нас забирают в семьи детей с хроническими заболеваниями, маленьких инвалидов, мальчиков и девочек с ВИЧ-положительным статусом? На Западе это довольно распространенное явление.

— В 2019 году на усыновление было передано 7 детей-инвалидов. Что касается ВИЧ-положительного статуса, сегодня многих усыновителей этот диагноз не пугает.

— Один из наиболее дискуссионных вопросов — нужно ли соблюдать тайну усыновления?

— Есть примеры, когда новоиспеченные родители специально меняют место жительства, обрывают многолетние связи с друзьями, чтобы минимизировать риски, ставят табу на такую тему в кругу родни. Они имеют на это право. Но и воспитанники детских домов, которым посчастливилось обрести в лице усыновителей маму и папу, имеют право знать хотя бы что-то о своих корнях. Пролонгированные научные исследования международного уровня свидетельствуют, что знание истории своей жизни является одним из важных факторов благоприятного взросления ребенка, пережившего психологическую травму. Психологи нашего центра всегда говорят кандидатам в усыновители о преимуществах полной открытости в общении с сыном или дочерью, отсутствия лжи (пусть и продиктованной благими намерениями) в отношениях. Однако этот непростой вопрос решается усыновителями индивидуально в каждом конкретном случае.

— Не единожды доводилось слышать мнение: обращаться за помощью к специалистам в сфере охраны детства бесполезно, ведь они осуществляют только контролирующую функцию, могут проверять, оценивать. Узнают о проблемах в семье — подкинут новых.

— Постепенно этот стереотип уходит в прошлое. Сегодня Национальный центр усыновления активно реализует проекты, нацеленные на многогранную помощь и поддержку семьям, принимающим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй год реализовывается совместный проект нашего центра и ГУО «Детская деревня «Истоки» «Семейная академия». Его целевой аудиторией стали родители-воспитатели, для которых актуальны не только знания в области разрешения сложных случаев и ситуаций, но и возможности восстановления личностного ресурса как профилактики эмоционального и профессионального выгорания. К проекту мы планируем подключить и усыновителей, поскольку в социальных сетях поступали такие предложения.

Начал работу новый проект для семей усыновителей «Семейная гармония», целью которого является комплексное сопровождение семьи, оказание помощи в создании гармоничных взаимоотношений между ребенком и родителями. Уникальность данного проекта в том, что педагоги-психологи нашего центра в согласованное с усыновителями время работают с семьей дома, на территории, где ребенок чувствует себя привычно, спокойно и где семья не испытывает дополнительных стрессов. Организованы занятия в группе «Школа для пап». Мужчинам важно знать и понимать, как стать «отцом-молодцом»!

Центр ведет активную работу в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Растет активность «Группы поддержи семей» (Viber). В течение 2019 года и текущего периода 2020-го еженедельно размещались статьи, методические материалы, видеоанонсы книг, ссылки на вебинары для замещающих родителей, специалистов и многое другое.

С 2013 года в Беларуси функционирует единый республиканский интернет-портал www.dadomu.by, который стал наиболее эффективным средством в устройстве детей на воспитание в семьи. На сегодня его посетили более 209 тысяч граждан. Число зарегистрированных — около 26 тысяч человек. На портале размещены сведения о 3690 детях. За период действия www.dadomu.by 2917 детей, информация о которых была там размещена, переданы в семьи. В 2019 году на портале по инициативе Национального центра усыновления добавлена возможность размещать видеоролик о каждом ребенке. Размещено уже 793 видео.

 

Людмила КОНОПЕЛЬКО "Народная газета"

Источник: https://www.sb.by/articles/mama-ya-uzhe-rodilsya-ucinoviteli.html