Как развивать культуру участия и привлекать родителей к работе по сопровождению приёмных семей
30.04.2019 - педагог-психолог Татьяна Арчакова, эксперты Благотворительного фонда Тимченко Елены и Тимченко Геннадия

В работе по сопровождению приёмных семей появляется всё больше практик клубной работы и развивают их сами родители. Например, на Всероссийском конкурсе «Семейный фарватер» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко поддержку получили «Союз приёмных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей и их объединений с проектом клубов замещающих семей, РОО «Приёмная семья» из Архангельска с моделью «Родительского кафе», в котором общение специалистов с мамами и папами происходит в неформальной обстановке. Когда в качестве специалистов выступают сами родители, такой подход помогает снять барьер у получателей услуг: они идут на группу поддержки не к абстрактному специалисту, а к такой же приёмной маме, которая знает их сложности «изнутри». Но как тиражировать такую практику, ведь новые клубы и сообщества должны возникать по инициативе самих родителей? Можно ли, действуя «сверху вниз», создавать условия, чтобы родители из благополучателей становились активными соавторами проектов поддержки приёмных семей и профилактики социального сиротства?

Один из подходов к решению этой дилеммы, популярный в США, называется «родительское лидерство» (Parent Leadership).

«Родительское лидерство» – позиция, в которой родитель осваивает навыки, чтобы представлять точку зрения родителей в проекте, организации или во внешнем мире. Он может стать волонтёром или сотрудником помогающей организации, тренером или консультантом по принципу «равный – равному». Важно, что при этом родитель остаётся благополучателем проекта, меняет свою жизнь и жизнь детей в лучшую сторону.

В чём же специфика позиции родителя-лидера? Родитель-лидер – это тот, кто улучшает работу организации, используя свой родительский опыт, включая актуальные трудности, потребности и уязвимые точки. И эта активность может стать катализатором процессов, происходящих в семье во время консультаций, тренингов или клубных занятий.

Как становятся родителями-лидерами

В любой группе есть один-два активных родителя, которым нужно просто предложить дела, участие в которых будет способствовать повышению и качества услуг организации, и их родительской компетентности.

Возможно, у активистов есть и свои идеи. Но важно помнить, что внутри родительской группы есть разные, даже противоположные взгляды на то, какой они хотят видеть работу проекта. Поэтому один родитель не может представлять позицию всех остальных.

Как вовлечь больше родителей, если, на первый взгляд, они не проявляют инициативы?

Привлекательность разных позиций естественным образом меняется по мере того, как приёмные дети вырастают или проходят адаптацию. Если у вас есть продуманные варианты родительского лидерства, их можно предлагать в подходящий момент, когда у родителя установился контакт с группой, а самые острые проблемы уже решаются.

Поможет и база данных с информацией про интересы и хобби, которые уже есть у родителей. Также потенциальным родителям-лидерам нужны нефинансовые поощрения, которые помогли бы им сохранять или пополнять силы, которые они потратят на общественную деятельность.

Лестница участия

Для всех ли родителей актуальна лидерская позиция? Конечно, нет. Кто-то ещё не готов занять активную позицию по отношению к своей семье, кому-то хватает сил на обсуждение своих проблем или идей только в кругу близких. Важно принять факт, что идея менять мир к лучшему в приоритете не у всех.

Но между «лидером» и «пассивным благополучателем» есть много вариантов участия, и нам важно обеспечить хотя бы минимальные возможности для той степени активности, на которую готовы родители. В качестве модели можно опираться на «Лестницу родительского участия», разработанную организацией Parents Forum из Кембриджа, США.

Лестница родительского участия:

1 ступень: Родитель – участник и благополучатель.

2 ступень: Эпизодические проявления активности: родитель даёт обратную связь, берёт раздаточные материалы, чтобы поделиться с друзьями.

3 ступень: Долгосрочные обязательства: родитель помогает планировать и проводить мероприятия, рассказывает о проекте своим знакомым.

4 ступень: Уверенность и компетентность: родитель осваивает новые навыки и делится ими как с другими участниками проекта, так и со своим окружением, с местным сообществом.

5 ступень: Лидерство: родитель участвует в руководстве проектом и его оценке, выступает в публичном пространстве, становится тренером или ведущим групп «равный – равному».

С помощью этого инструмента можно планировать с активными родителями их продвижение, обсуждать, как они могли бы участвовать и какую поддержку обеспечивает ваш проект на каждом из уровней.

Почему это важно?

Родитель, к которому за советом и поддержкой обращаются другие люди, включая специалистов, становится авторитетом в глазах ребёнка, даже если в каких-то сферах отношений у них есть трудности. Это создаёт у детей чувство опоры и здоровых границ семьи. Наконец, социальные проекты, родительские группы и клубы выигрывают в эффективности, объединяя видение специалистов и родителей.

 

На основе статьи Татьяны Арчаковой – психолога-методиста благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам», благотворительного детского фонда «Виктория», эксперта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко