Есть контакт: учим особого ребенка общаться
08.08.2018 - Национальный центр усыновления

Краткий конспект лекции психолога, кандидата психологических наук, DIR/Floortime специалиста высшего уровня, игрового терапевта Николая Романовского на тему «Эмоциональный контакт с особым ребенком»
Развитие ребенка начинается с проявления эмоций: оживление при виде мамы, первая улыбка, особый вид плача для каждой ситуации. Через эмоциональную связь с родителями ребенок познает мир, начинает испытывать к нему интерес, что, в свою очередь, стимулирует развитие интеллекта. Эта взаимосвязь характерна для всех детей — особые малыши не являются исключением.
Когда речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, считается, что главная задача его родителей — адаптация, подготовка к самостоятельной жизни и максимально возможной независимости. Под этим чаще всего подразумевается когнитивное развитие и формирование учебных навыков. Однако было бы ошибкой сосредоточить свои усилия только на развитии интеллекта ребенка — ведь успешная жизнь в обществе в том числе зависит от умения устанавливать контакт с другими людьми. И первыми объектами для тренировок этого навыка становятся, конечно, родители. Их задача — пригласить ребенка в мир отношений, заинтересовать его собой, чтобы у малыша возникло желание подражать им, вступить с ними в отношения, включиться в совместные игры.
Родители особых детей часто так истощены и вымотаны бесконечным лечением и реабилитациями, что с трудом находят силы на игру и общение с малышами. Но правда в том, что они нужны ребенку не меньше, чем лекарства. Дети «мыслят» действиями: чтобы обдумать что-то, им нужно в это поиграть. В общении и игре ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения, начинает замечать эмоции и настроение людей.
Как понять, нужна ли вашему ребенку помощь в установлении контакта?
Прежде всего, сверьте его поведение с двумя признаками здорового контакта:
1) Ребенок сам проявляет инициативу при общении, у него есть потребность в контакте (делится своими переживаниями, задает вопросы, зовет играть).
2) Живая мимика, радость от контакта.
Как развивать эмоциональный контакт?
Нарушение контакта — частая проблема детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее сильными бывают нарушения эмоционального контакта при расстройствах аутического спектра. В этих случаях контакт бывает нарушен глобально. Но если действовать грамотно, шанс добиться значительных успехов все равно есть.
Прежде всего, важно понять, на каком уровне развития находится способность к контакту у ребенка в настоящее время, поскольку у особых детей она часто не совпадает с фактическим возрастом. В настоящее время существует несколько программ оценки уровня эмоционального контакта и методик его дальнейшего развития. Например, оценка DIR/Floortime включает в себя 6 уровней.
1 уровень. Ребенок может фокусировать и удерживать внимание, а также регулировать себя — менять эмоцию при смене стимула (например, ребенок плакал, ему дали конфету — перестал плакать).
2 уровень. Ребенок способен радоваться контакту, улыбаться в ответ. Начинает общаться и реагирует в ответ на предложение общения, получает от него удовольствие.
3 уровень. Наличие двусторонней коммуникации, ребенок может ответить на контакт, сам улыбнуться, предложить игру в прятки (не обязательно словами — он может пригласить жестом или мимикой).
4 уровень. Сложный контакт — ребенок может позвать взрослого, объяснить жестами и мимикой свои желания и намерения, может решать в контакте социальные задачи (когда сделать что-то возможно только с помощью другого человека).
5 уровень. Речь и игра связаны друг с другом, поскольку и то, и другое — символическая функция. На этом уровне ребенок может выразить свои эмоции словами.
6 уровень. Ребенок может улавливать и передавать нюансы отношений, объяснять причины своих действий и эмоций.
После оценки развития уровней способности к контакту специалисты подбирают подходящие игры и методики. Важно понимать, что у одного и того же ребенка уровни могут быть развиты неравномерно: как правило, они смешаны, и надо выяснить, что развито больше. Например, при высоких показателях 5 уровня можно играть в символические игрушки, в других случаях стоит устанавливать контакт на ином уровне — прыгать на мячике, дуть мыльные пузыри и т.п. Начиная играть с ребенком в доступные ему игры, постепенно усложняйте их, тем самым развивая навыки контакта.
Что еще может помочь или помешать?
Помимо специальных занятий, иногда развитию контакта может способствовать общение с другими детьми, в частности, детям с РАС очень помогают старшие братья и сестры: ребенок живет в ситуации постоянной социальной коммуникации. А вот рождение младшего ребенка в семье может быть очень энергоемким для родителей и особенно для мамы.
У многих современных детей контакт бывает подавлен из-за частого использования гаджетов — считается, что там тоже игра, причем развивающая, а не просто беготня туда-сюда. Но особым детям электронные устройства могут принести больше вреда, чем пользы, способствуя путанице между реальностью и компьютерным миром. Дети начинают общаться с человеком, как с роботом или компьютером: пытаются приблизить или увеличить его, управлять им с помощью кнопок. В итоге гаджет становится препятствием на пути развития навыков общения.
Большой проблемой для развития навыков общения может стать и эмоциональное состояние мамы. Особые дети часто очень ресурсоемки: они сложно идут на контакт, забирают всю родительскую энергию, но ничего не дают взамен. Мама очень устает от такой ситуации и в конце концов оставляет надежду на формирование эмоционального контакта. Это тяжелая ситуация, в которой помощь нужна скорее маме, чем ребенку. Важно найти возможности для отдыха. Некоторым родителям полезна личная терапия, но большинству хватает поддержки, осознания того факта, что помощь возможна, участия в группе поддержки родителей с особыми детьми.
Источник: https://goo.gl/BKrBJ5, здесь Вы можете послушать полностью запись встречи с психологом Николаем Романовским на тему «Эмоциональный контакт с особым ребенком».