Есть контакт: учим особого ребенка общаться
Краткий конспект лекции психолога, кандидата психологических наук,  DIR/Floortime специалиста высшего уровня, игрового терапевта Николая  Романовского на тему «Эмоциональный контакт с особым ребенком»
 Развитие ребенка начинается с проявления эмоций: оживление при виде  мамы, первая улыбка, особый вид плача для каждой ситуации. Через  эмоциональную связь с родителями ребенок познает мир, начинает  испытывать к нему интерес, что, в свою очередь, стимулирует развитие  интеллекта. Эта взаимосвязь характерна для всех детей — особые малыши не  являются исключением.
 Когда речь идет о ребенке с ограниченными  возможностями здоровья, считается, что главная задача его родителей —  адаптация, подготовка к самостоятельной жизни и максимально возможной  независимости. Под этим чаще всего подразумевается когнитивное развитие и  формирование учебных навыков. Однако было бы ошибкой сосредоточить свои  усилия только на развитии интеллекта ребенка — ведь успешная жизнь в  обществе в том числе зависит от умения устанавливать контакт с другими  людьми. И первыми объектами для тренировок этого навыка становятся,  конечно, родители. Их задача — пригласить ребенка в мир отношений,  заинтересовать его собой, чтобы у малыша возникло желание подражать им,  вступить с ними в отношения, включиться в совместные игры.
 Родители  особых детей часто так истощены и вымотаны бесконечным лечением и  реабилитациями, что с трудом находят силы на игру и общение с малышами.  Но правда в том, что они нужны ребенку не меньше, чем лекарства. Дети  «мыслят» действиями: чтобы обдумать что-то, им нужно в это поиграть. В  общении и игре ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения,  начинает замечать эмоции и настроение людей.
 Как понять, нужна ли вашему ребенку помощь в установлении контакта?
 Прежде всего, сверьте его поведение с двумя признаками здорового контакта:
 1) Ребенок сам проявляет инициативу при общении, у него есть  потребность в контакте (делится своими переживаниями, задает вопросы,  зовет играть).
 2) Живая мимика, радость от контакта.
 Как развивать эмоциональный контакт?
 Нарушение контакта — частая проблема детей с ограниченными  возможностями здоровья. Наиболее сильными бывают нарушения  эмоционального контакта при расстройствах аутического спектра. В этих  случаях контакт бывает нарушен глобально. Но если действовать грамотно,  шанс добиться значительных успехов все равно есть.
 Прежде всего,  важно понять, на каком уровне развития находится способность к контакту у  ребенка в настоящее время, поскольку у особых детей она часто не  совпадает с фактическим возрастом. В настоящее время существует  несколько программ оценки уровня эмоционального контакта и методик его  дальнейшего развития. Например, оценка DIR/Floortime включает в себя 6  уровней.
 1 уровень. Ребенок может фокусировать и удерживать  внимание, а также регулировать себя — менять эмоцию при смене стимула  (например, ребенок плакал, ему дали конфету — перестал плакать).
 2  уровень. Ребенок способен радоваться контакту, улыбаться в ответ.  Начинает общаться и реагирует в ответ на предложение общения, получает  от него удовольствие.
 3 уровень. Наличие двусторонней коммуникации,  ребенок может ответить на контакт, сам улыбнуться, предложить игру в  прятки (не обязательно словами — он может пригласить жестом или  мимикой).
 4 уровень. Сложный контакт — ребенок может позвать  взрослого, объяснить жестами и мимикой свои желания и намерения, может  решать в контакте социальные задачи (когда сделать что-то возможно  только с помощью другого человека).
 5 уровень. Речь и игра связаны  друг с другом, поскольку и то, и другое — символическая функция. На этом  уровне ребенок может выразить свои эмоции словами.
 6 уровень. Ребенок может улавливать и передавать нюансы отношений, объяснять причины своих действий и эмоций.
 После оценки развития уровней способности к контакту специалисты  подбирают подходящие игры и методики. Важно понимать, что у одного и  того же ребенка уровни могут быть развиты неравномерно: как правило, они  смешаны, и надо выяснить, что развито больше. Например, при высоких  показателях 5 уровня можно играть в символические игрушки, в других  случаях стоит устанавливать контакт на ином уровне — прыгать на мячике,  дуть мыльные пузыри и т.п. Начиная играть с ребенком в доступные ему  игры, постепенно усложняйте их, тем самым развивая навыки контакта.
 Что еще может помочь или помешать?
 Помимо специальных занятий, иногда развитию контакта может  способствовать общение с другими детьми, в частности, детям с РАС очень  помогают старшие братья и сестры: ребенок живет в ситуации постоянной  социальной коммуникации. А вот рождение младшего ребенка в семье может  быть очень энергоемким для родителей и особенно для мамы.
 У многих  современных детей контакт бывает подавлен из-за частого использования  гаджетов — считается, что там тоже игра, причем развивающая, а не просто  беготня туда-сюда. Но особым детям электронные устройства могут  принести больше вреда, чем пользы, способствуя путанице между  реальностью и компьютерным миром. Дети начинают общаться с человеком,  как с роботом или компьютером: пытаются приблизить или увеличить его,  управлять им с помощью кнопок. В итоге гаджет становится препятствием на  пути развития навыков общения.
 Большой проблемой для развития  навыков общения может стать и эмоциональное состояние мамы. Особые дети  часто очень ресурсоемки: они сложно идут на контакт, забирают всю  родительскую энергию, но ничего не дают взамен. Мама очень устает от  такой ситуации и в конце концов оставляет надежду на формирование  эмоционального контакта. Это тяжелая ситуация, в которой помощь нужна  скорее маме, чем ребенку. Важно найти возможности для отдыха. Некоторым  родителям полезна личная терапия, но большинству хватает поддержки,  осознания того факта, что помощь возможна, участия в группе поддержки  родителей с особыми детьми.
 Источник: https://goo.gl/BKrBJ5, здесь Вы можете послушать полностью запись встречи с  психологом Николаем Романовским на тему «Эмоциональный контакт с особым  ребенком».