Детское уравнение со всеми известными
07.07.2016 - Павел Лосич
     В Кобринском детском доме живут 42 ребенка в возрасте от трех до восьми лет — дети с особенностями психофизического развития (ОПФР). У каждого из них своя, непростая история. История жизни, болезни, борьбы. Практически всем воспитанникам детдома «особенности» достались из-за нерадивых матерей, которые во время беременности курили, употребляли спиртное и даже наркотики. Диагнозы у малышей разные, но все как один требующие особого подхода и лечения. В Кобрине с такими детьми работают уже полвека. За это время накоплен огромный опыт. Но недавно появились тревожные слухи: этот детский дом может быть оптимизирован. Проще говоря, закрыт. Корреспондент «Р» попытался разобраться в ситуации.

     На площадке перед зданием детского дома звенят десятки голосов — малыши только-только вышли на прогулку. 

     — Привет. Меня зовут Влад. А тебя?

     — Меня Паша. 

     Моего нового знакомого заинтересовал фотоаппарат. Просит показать снимки. Через мгновение подходит другой мальчуган. Берет за руку. «Пойдем гулять», — говорит. Мы шагаем вдоль многочисленных мостиков, домиков, фигурок сказочных персонажей. Четверо малышей сидят на качелях, воспитатель учит их раскачиваться. Заместитель директора Кобринского детского дома Жанна Остапук поясняет:

     — Эти малыши из группы «Солнышко». Наши самые сложные детишки. Они не покидают территорию детского дома. Специально для них мы сделали небольшую копию Беловежской пущи, чтобы они могли увидеть, как выглядят звери в полный рост.  

     Чуть в стороне среди деревьев стоит кормушка. Рядом у небольшого озера — фигуры различных животных: зубра, оленя, лося. Жанна Анатольевна продолжает:

     — Человек непосвященный может подумать, что фигурки расставлены на площадках хаотично. На самом деле здесь создана предметно-развивающая среда. Вот стоят домашние животные, рядом — дикие. Здесь фигурки разных цветов и размеров. Все строго по методике. 

     Сегодня в Брестской области работают три детских дома. Кобринский — единственный из них предназначен исключительно для дошкольников. И единственный специализируется на работе с детьми с особенностями психофизического развития. Первых ребят здесь приняли в далеком 1964 году. За десятилетия в детском доме создали необходимые условия, чтобы дошкольники с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития получали полноценное воспитание.

     Руководитель учреждения Наталья Дудко называет своих коллег золотым фондом. Практически у всех педагогов — высшая или первая категория. Многие из них работают с особенными детьми всю жизнь:

     — У нас выстроена четка система работы. Группы в детском доме небольшие — в некоторых от 4 до 8 человек, в зависимости от тяжести диагноза детишек. С каждой группой работают по три воспитателя и четыре помощника. К тому же с малышами занимаются индивидуально. Дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и учитель физкультуры. Дети посещают два бассейна, инфракрасную сауну. На каждого ребенка заведена так называемая тетрадь преемственности. В ней педагоги оставляют свои записи — на что следует обратить особое внимание другим специалистам. Один раз в три недели состояние каждого воспитанника обсуждают все педагоги совместно с воспитателями. Такой подход приносит свои плоды. Например, в этом году четверо выпускников из семи смогут посещать обычную школу.
     Добиться таких результатов невероятно сложно. Если для здорового шестилетнего ребенка успех — это научиться читать или решать простейшие примеры, то для малыша с особенностями психофизического развития научиться держать ложку или строить пирамидку — огромное достижение. Именно поэтому усыновляют особенных детей редко. Они требуют круглосуточного внимания и немалых финансовых расходов. Некоторые семьи берут малышей на каникулы и чаще всего возвращают обратно — просто не справляются. Даже с семи-, восьмилетними детьми. 

     О дальнейшей судьбе учреждения в Кобринском детском доме говорят неохотно: пока работаем. Среди учреждений образования проводится оптимизация. Детский дом, в котором на протяжении десятилетий работают с особенными детьми, оказался среди кандидатов на закрытие. В прошлом году содержание учреждения обошлось бюджету в 7,5 млрд рублей.

     Получить официальный комментарий о будущем детского дома в управлении образования Брестского облисполкома оказалось не так-то просто. Начальник управления Юрий Просмыцкий от встречи отказался и предложил прислать вопросы в письменном виде. Письмо с небольшой просьбой — подготовить информацию в течение нескольких дней — поступило в управление 14 июня. В понедельник, 20 июня, в приемной обрадовали: ответ готов. Через несколько часов на электронную почту действительно пришел тот самый «ответ»: «Срок рассмотрения Вашего запроса в соответствии с законодательством не нарушен. Ответ Вам будет дан до 28.06.2016».

     Письменный комментарий мы все-таки получили. В 14-дневный срок. Юрий Просмыцкий сообщил: в этом году ликвидация Кобринскому детскому дому не грозит. Однако в Брестской области постепенно переводят воспитанников детских домов и школ-интернатов в дома семейного типа. Сегодня на Брестчине действуют 42 подобных учреждения, в которых живут 280 ребят. В нынешнем году планируется построить еще четыре детских дома семейного типа — в Бресте, Барановичах, Жабинковском и Ганцевичском районах. В письме отмечается, что «проводимая работа по устройству детей в семьи позволила в 2015 году ликвидировать ГУО «Пинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени К.Е.Казакова».

     Детишек в интернатных учреждениях на Брестчине действительно становится все меньше. Например, по состоянию на 1 сентября 2014 года в трех детских домах области и Кобринской детской деревне воспитывался 341 ребенок, а уже к 1 января 2016 года в интернатах осталось 260 детей. И оптимизация будет продолжаться. 

     По данным управления образования, 12% воспитанников домов семейного типа имеют особенности психофизического развития. В облисполкоме утверждают: таких детей растят и будут растить в соответствии с рекомендациями специалистов: 

     — Процесс обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и с особенностями психофизического развития, и в дальнейшем будет организован в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями центров коррекционного обучения и реабилитации. Данный вопрос находится на постоянном контроле управления образования.

     Врач Алексей Момотов работает с детьми с особенностями психофизического развития семь лет. Проводит семинары, изучает все аспекты их жизни, старается помочь родителям, воспитывающим особенных малышей. Алексей создал тематический сайт, где собирает информацию о развитии детей с инвалидностью, — childrenspace.by: 

     — Мы заметили, что в сети нет внятной практической информации об уходе, здоровье, психологии, воспитании, образовании и творчестве таких детей. Кроме того, нам хочется сформировать положительное мнение о детях-инвалидах в обществе. Одна из основных тем нашего сайта — уход за детьми с особенностями психофизического развития, находящимися на постоянном постельном режиме. Все статьи основаны исключительно на собственном практическом опыте.

     По мнению Алексея, перевод детей с особенностями психофизического развития в дома семейного типа — неплохая идея. Развиваться и адаптироваться к обществу в домашней, семейной обстановке малышам будет проще. Вопрос в том, как эта идея будет реализована:

     — Самая главная проблема — безразличие. Если ребенка с ОПФР просто взять и поместить в детский дом семейного типа, то толку от этого будет мало. С ним нужно постоянно заниматься, а не только ездить раз в год на реабилитацию. Родители-воспитатели должны четко знать и понимать, что делать, как работать с детьми с ОПФР. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы помочь ребенку. Иначе ситуация будет только усугубляться. Увы, с подобными историями приходилось сталкиваться не раз. К тому же невозможно поместить в детские дома семейного типа «тяжелых» детей, с множественными поражениями нервной системы. За ними нужен постоянный специализированный уход. И они невероятно тяжело переносят любые переезды, смену обстановки. Еще одна проблема — у детей с ОПФР часто проявляются судорожные синдромы. Поэтому медицинская помощь должна быть доступной и квалифицированной.

     По словам Алексея Момотова, дети с ОПФР требуют много времени и внимания.  Даже если в детском доме семейного типа будут находиться пять-шесть здоровых ребят, то у родителя-воспитателя вряд ли найдется достаточно времени на особенного ребенка:

     — Справиться с таким количеством детей и полноценно работать с ребенком с особенностями психофизического развития невероятно сложно. И вряд ли возможно. Выход — каким-то образом подбирать семьи, в которых другие дети будут помогать родителям-воспитателям растить малыша с ОПФР. Повторюсь, воспитание таких деток ни в коем случае нельзя пускать на самотек! Иначе результаты окажутся плачевными…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

     Татьяна ЖУК, директор Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

     — Мы тесно сотрудничаем с детским домом «Сказка». Дважды в год его воспитанники проходят психолого-медико-педагогическую комиссию. Могу сказать одно: сегодня в Кобрине работает уникальное учреждение, где детям оказывают реальную помощь. Здесь создана действительно домашняя обстановка, коллеги добиваются отличных результатов. Чтобы помогать детям с особенностями психофизического развития, нужны прежде всего хорошие специалисты и адаптивная образовательная среда. В Кобрине все это есть.

Автор публикации: Павел ЛОСИЧ

Источник: http://respublika.sb.by/spetsialnyy-reportazh/article/detskoe-uravnenie-so-vsemi-izvestnymi.html