Не простой, а волшебный пластилин
На занятии ГУО «Социально-педагогический центр г.Дятлово» каждый из воспитанников детского дома семейного типа немного побыл волшебником. Вспомните, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя способностями, силой, который помогает или защищает его… – с этих слов началось наше сегодняшнее занятие. Не удивительно, что многие вспомнили и кота в сапогах, и скатерть-самобранку, и ковер-самолет, и цветик-семицветик, но с еще большим увлечением дети принялись создавать свои особенные предметы, амулеты, талисманы. Техника «Талисман», которую мы использовали на занятии, преследует целью создание чувства безопасности и защищенности в настоящем, а также получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем. Пластилин – уникальный материал, а пластилинотерапия – один из методов арт-терапии, позволяющий проработать личностные проблемы ребенка, ведь используя данный материал можно преобразовать внутренние конфликты в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению.
Перед ребятами стояла задача придумать, как будет выглядеть их талисман, какое название у него будет, и какой силой он будет обладать. Многие не ограничились одним предметом и создавали талисманы на все случаи жизни. Наблюдение за тем, какой ценностью дети наделяют свои волшебные предметы, как описываю ситуации в которых собираются их использовать, имеет хороший терапевтический эффект и дает подсказки для специалиста по дальнейшей работе с каждым ребенком.
Этот материал очень восприимчив к чувствам детей. Неспешно разминая его, ребята постепенно расслабляются и обретают ощущение комфорта, даже самые застенчивые мальчишки и девчонки с удовольствием включаются в работу. Можно обратить внимание, что детские работы очень ярко передают их настроение, ребенок неосознанно отражает в своей работе свой внутренний мир.
В завершении нашего занятия с целью рефлексии я использовала упражнение под названием «Цвет моих чувств». Вспоминая ситуации этого дня, ребята, на заранее подготовленных листочках разноцветными карандашами и фломастерами закрашивали свои сердца, выделяя определенные участки под эмоции и чувства которые испытывали в течение дня.
Елена Франюк, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр г.Дятлово»